Главная » Статьи » Роды » Десять критериев эффективной подготовки к родам

Десять критериев эффективной подготовки к родам

Впервые выделено десять критериев эффективной подготовки к родам.

Хорошая подготовка к родам удовлетворяет десять важнейших потребностей будущих родителей. Именно этим критериям отвечает подготовка к родам в Школе для Пап и Мам.

1. Потребность понимать, что происходит с женщиной и ребенком в беременности и родах.

Дефицит знаний, впрочем, как и избыток противоречивых сведений, вызывает тревогу. Случается, что информация, с которой сталкиваются женщины, провоцирует неоправданное чувство опасности или вины у будущей матери. Представления о беременности и родах оплетены множеством мифов (волосы не стричь, руки не поднимать, не вязать), псевдонаучных сведений (если в первые месяцы сомневаешься в целесообразности сохранения беременности, то ребенок становится невротиком, после кесарева сечения не пробуждается материнский инстинкт), архаических страхов смерти ребенка или женщины в родах, хотя по статистике в современных условиях вероятность смерти ребенка в родах и послеродовом периоде составляет не более одного процента, а материнской смерти — не более двух сотых процента.

Подготовка к родам предполагает информирование женщины о том, что происходит с ней и ребенком в течение беременности и каждом из трех периодов родов и как вести себя, чтобы помочь себе и малышу. В Школе для Пап и Мам эффективность подготовки гарантируется отработкой на практике навыков саморегуляции, дыхания, движения и точечного массажа с использованием различных приспособлений при участии двух опытных специалистов: акушера и психолога, а также предоставлением возможности бесплатно прийти на повторение любого пройденного материала, если женщина чувствует в этом необходимость.

2. Потребность в снижении страха родов.

Умеренная тревога в преддверии родов вполне адекватна и даже необходима. Она подталкивает женщину к внутренним переменам, выбору роддома, к подготовке дома к появлению ребенка. В самом деле, роды представляются своеобразным рубиконом, перейдя который, женщина вынуждена сменить свой статус, образ жизни, а возможно, и расстаться с прежним физическим обликом. Случается, что тревога зашкаливает, становится разрушительной: мешает нормальному сну и аппетиту, вызывает постоянное раздражение, недовольство, слезы, ощущение таящейся за углом опасности. Сегодня будущие мамы сталкиваются со множеством специфических проблем, требующих индивидуального внимания со стороны специалиста: беременность в результате ЭКО, вынашивание двойни, плановое кесарево сечение, отказ отца ребенка от участия в его воспитании, выявление патологии у плода и др.

На курсах подготовки к родам психолог внимательно выслушивает каждую женщину. Для него нет неважных и малозначащих тем. Любая тема может стать предметом обсуждения, и если это затруднительно сделать в группе, то все возможно в индивидуальном порядке. Именно поэтому в Школе для Пап и Мам разработаны специальные программы для женщин с особыми проблемами, а также предусмотрена бесплатная индивидуальная консультация для участников любой из форм групповых занятий.

3. Потребность в эмоциональной поддержке.

Порой будущие родители оказываются один на один со своими тревогами и проблемами. Чувство одиночества в период беременности может возникать не только у мам, но и у будущих отцов. Случается, что в условиях, когда все внимание в семье сосредотачивается на женщине, будущий папа начинает чувствовать себя неуютно. Некоторые женщины обижаются на мужа за то, что тот не понимает их без слов и не выполняет их желаний немедленно и беспрекословно. Предстоящий груз забот ощущается молодым, еще не достигшим профессиональной зрелости мужчиной как непомерная тяжесть и ответственность. Далеко не пары, вынашивающие беременность, озабочены оказанием поддержки друг другу в связи с новой ситуацией. Между тем в семейной психологии рождение ребенка, и прежде всего, первенца, рассматривается как мощнейший фактор кризиса семейных отношений, не случайно так высока статистика разводов на первом году жизни ребенка.

Участие в группе снимает ощущение одиночества. На занятиях по подготовке к родам будущая мама узнает, что другие женщины сталкиваются с аналогичными трудностями. Мужчин обучают оказывать поддержку жене в той форме, в которой она в этом нуждается. На группе или в индивидуальной работе инструктор создает атмосферу, позволяющую будущим родителям выражать любые эмоции. Специалист не является судьей для них, каким бы опытным родителем ни был он сам. Его задача — помочь будущим родителям найти свое место в изменившейся семейной ситуации, наладить взаимопонимание. Любые высказывания будущих мам и пап встречают понимание. Не все папы знают о возможностях общения с ребенком до рождения, и не все жены привлекают их к этому, а ведь слово приходит к ребенку именно с папой — еще не родившись, малыш слышит мужской голос раньше женского. Чем раньше папа наладит контакт с ребенком, тем тоньше будет взаимопонимание в дальнейшем. В атмосфере доверия каждый участник находит оптимальные для себя пути постижения новой родительской роли.

4. Потребность в информации о врачебной помощи в родах и медицинских учреждениях, ее оказывающих.

В Москве действуют более 30 учреждений родовспоможения, обеспечивающих роженицам гораздо более комфортные условия, нежели это было несколько десятилетий назад.

Подготовка к родам предполагает ознакомление слушателей с разнообразием услуг, предлагаемых современным акушерством: с возможностью свободного поведения в первом периоде, в том числе с применением вспомогательных средств: воды (ванны или душа), фитболов, массажных мячей и др., с ведением потуг в традиционном и вертикальном положении, с вариантами современных кроватей и кресел, используемых в родах, с ранним прикладыванием и совместным пребыванием матери и ребенка. В Школе для Пап и Мам женщины отрабатывают приемы естественного обезболивания, но обязательно получают информацию от акушеров о вариантах медикаментозного обезболивания. Очень важно давать на курсах объективную информацию обо всех учреждениях и вариантах родовспоможения, чтобы при всем разнообразии предлагаемых медициной услуг родители имели основания для принятия самостоятельного решения с учетом значимых для них факторов.

5. Необходимость в получении навыков ухода за новорожденным.

Находясь с мамой в единой связке, младенец буквально «кожей» чувствует, уверен родитель в себе или нет, спокоен он или встревожен. Если мама проявляет неуверенность, беря малыша на руки, то и он начинает проявлять беспокойство.

Подготовка к родам должна формировать у родителей чувство уверенности в себе. Будущие родители уносят с хороших курсов знания на кончиках своих пальцев. В Школе для Пап и Мам каждая мама и каждая пара получают в руки кукл — младенцев. С их помощью родители отрабатывают навыки поддержки ребенка, смены подгузников, приемы помощи при коликах.

6. Потребность в успешном грудном вскармливании.

На некоторых курсах будущим мамам внушают, что грудное вскармливание — процесс естественный, и, вдаваясь в подробности, долго описывают пользу грудного молока, не объясняя однако, отчего в действительности кормят грудью вовсе не 97% родивших, а гораздо меньше.

Увещевания неэффективны. Надо говорить о тех реальных трудностях, с которыми сталкивается женщина в процессе кормления, как их преодолеть и к кому обратиться в случае необходимости, как продолжить кормить при вынужденном раннем выходе на работу, когда вводить прикорм, на каком сроке и как оптимально завершить процесс вскармливания. Результатом хорошей подготовки к родам должно стать успешное грудное вскармливание, радостное для обоих участников процесса.

7. Необходимость понимать потребности ребенка.

Первая проблема, с которой сталкиваются родители новорожденного — это необходимость его понимать. На протяжении первых лет жизни ребенок не способен на языке взрослых донести до них, чего же он собственно хочет. Эта ситуация неопределенности ставит многих начинающих родителей в тупик. Особенно часто такая реакция встречается у юных и у тех, кто становится родителем далеко за 30. Столкнувшись с проблемой, или под влиянием страха ее возникновения, некоторые принимают решение перепоручить уход за ребенком более опытным людям — бабушкам или няням. Это опасное решение. Тот взрослый, который изо дня в день ухаживает за малышом (напомню, что новорожденный самостоятельно не способен удовлетворить ни одну свою потребность), становится для него самым важным человеком. Как следствие делегирования полномочий возникает обида матери на ребенка за то, что он слушается няню или бабушку, а с ней капризничает. Отдаленным результатом может стать глухота, которая наблюдается у матерей, не чувствующих своих детей и стена непонимания между ней и ребенком. Не ведая, что творят, эти женщины обрекают себя на жизнь с соседом, который от них ежеминутно чего-то хочет и требует.

Как научиться понимать ребенка? Для мамы нет другого пути установить контакт с ребенком, как только изо дня в день, от смены подгузника к кормлению, от кормления к укладыванию и т.д проявлять заботу нем, о его телесных нуждах и психологическом комфорте. Взаимодействуя с малышом в процессе ежедневного общения, мать учится понимать его состояния, учится языку, на котором говорит с ней ребенок. А поскольку малыш ежедневно развивается, то и родителям приходится меняться, подстраиваясь под его все новые и новые проявления. УЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЯ и УЧИТЬСЯ НАБЛЮДАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — вот дорога, которая ведет к родительской компетентности.

Родительство — профессия творческая, требующая колоссального терпения и постоянного саморазвития. А поскольку эта профессия является массовой, то у начинающих есть возможность воспользоваться советами бывалых. Да вот беда: дети — «продукт» штучный. Тот ключик, что подходит к одному ребенку, может совершенно не годиться для другого. Поэтому далеко не всегда и не все рекомендации знающих родителей или бабушек могут оказаться полезными для вас в конкретных ситуациях. Вот тут и прибегают к помощи профессионалов.

Специалист опирается не на опыт воспитания собственных детей, а на знания, полученные путем исследований в психологии, педагогике и медицине, на опыт общения со многими семьями. Его задача — помочь женщине выработать оптимальный собственный стиль воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей матери (в том числе ее потребностей и интересов, не связанных с воспитанием ребенка), при необходимости содействовать привлечению ресурсов семьи, сориентировать в возможностях получения помощи со стороны соответствующих государственных и общественных организаций.

Подготовка к родам не должна ограничиваться обучением поведению в родовом процессе, она должна идти дальше, задавать горизонты родительского поведения, включать темы, касающиеся воспитания и развития. Хотят ли родители об этом знать или нет, но подходя к младенцу, беря его на руки, организовывая его кормление, они, на самом деле ВОСПИТЫВАЮТ И РАЗВИВАЮТ. Одни делают это осмысленно, а другие через несколько лет удивляется, сталкиваясь с неожиданными для них, но вполне логично вытекающими из их предыдущего поведения результатами. Курсы должны учить родителей прогнозированию последствий тех или иных действий, предлагать варианты родительского поведения в различных ситуациях.

На практике убедившись в эффективности рекомендаций, полученных на курсах для беременных в Школе для Пап и Мам, родители обращаются в дальнейшем с вопросами, возникающими в процессе воспитания взрослеющего ребенка, зная, что Школа для Пап и Мам предлагает сопровождение семьи от этапа ее создания до достижения детьми совершеннолетия.

8. Необходимость говорить с младенцем на языке, ему доступном.

Взаимодействие с младенцем и уход за младенцем — не одно и то же. Не каждая мать, которая ухаживает, взаимодействует с малышом. Между тем от того, как справляется мать с удовлетворением потребности младенца в общении, зависит формирование его отношения к себе и восприятие им окружающего мира, а в дальнейшем — умение строить близкие отношения и быть эффективным в коммуникации. Недостаточно любить ребенка в глубине своей души, важно донести до него любовь на языке, ему понятном.

Этому языку общения с младенцем (посредством прикосновений, мимики, интонаций, взгляда и слов) обучают будущих родителей в процессе игр в Школе для Пап и Мам.

9. Необходимость выбора и грамотного построения отношений с помощниками: бабушками и другими родственниками, нянями.

Ответственность и многообразие материнских функций, а также необходимость их совмещения с другими обязанностями (по ведению хозяйства, учебной и профессиональной деятельностью) заставляет привлекать помощников. Однако вмешательство помощников может иметь как позитивный, так и негативный эффект. Хороший помощник способствует освобождению матери от части необходимого, но досаждающего ей труда, содействует установлению ее контакта с ребенком, формированию уверенности в себе и спокойствию, в то время как привлечение неадекватного помощника ставит стену между матерью и ребенком, приводит к формированию у нее чувства вины и ощущения собственной родительской некомпетентности.

На занятиях в Школе для Пап и Мам слушателей знакомят с критериями выбора адекватного помощника и подсказывают, как грамотно распределять обязанности между всеми членами семьи, участвующими в воспитании ребенка. Опытные психологи учат выстраивать отношения с бабушками и нянями так, чтобы избежать переутомления мамы, с одной стороны, и, уйти от чрезмерного вмешательства, с другой.

10. Информация о роли партнера в родах.

Участие партнера получает все большее распространение, хотя оно вовсе не обязательно для успешного протекания процесса родов. Как бы то ни было, партнерские роды должны стать следствием добровольного согласованного решения обоих участников. Приходя на курсы, большинство будущих родителей еще не определились со своим выбором.

Многие папы стремятся разобраться в том, что же такое роды, чтобы оказать жене посильную помощь. Хорошая подготовка к родам должна предоставлять им эту возможность: понять свою роль, отработать с женой упражнения по дыханию, релаксации, научиться делать облегчающий боль массаж и помогать в принятии ею комфортной позы. Когда пары получают реальный опыт взаимодействия в смоделированных ситуациях, они приходят к осмысленному решению, и далеко не всегда оно совпадает с первоначальным мнением.

Марина Евгеньевна Ланцбург, психолог
Школа пап и мам, подготовка к родам — www.mamapapa.ru

Посетите курсы и вебинары "Школы для пап и мам"