Главная » Статьи » Детское здоровье и уход за малышом » Совместный сон с ребенком

Совместный сон с ребенком

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека

 

Как Вы думаете, как спали дети и их родители на заре человечества? Антропологические исследования показывают, что спали все вместе. Представьте себе, что младенец проснулся ночью на земле и никого рядом не обнаружил. Что он будет делать? Кричать, чтобы привлечь внимание сородичей, оказаться под их защитой, в тепле, иначе, ему вряд ли удастся дожить до утра. Дети всегда начеку: даже ночью их «будит» необходимость убедиться, что мама не бросила. Уверена, дорогие родители, что Вам тоже спокойнее спать в знакомом месте, и еще спокойнее, когда вы вместе, потому, что мы унаследовали гены борцов за собственную жизнь, которые вышли победителями из непростой битвы за выживание.

А дальше человечество построило Вавилонскую башню и разделилось на языки и народы. И в разных культурах сложились свои представления о том как, где и почему должны спать младенцы и дети, что такое нормальный сон и проблемы со сном.

 

Для кого?

Читая книги о воспитании, вспомните основные черты характера взрослых представителей культуры, к которой принадлежит автор. Чаще всего, рекомендуемые методы направлены на формирование желаемых черт характера члена данного конкретного (во времени и пространстве) общества. Например, в японском, китайском, корейском обществе приоритетны коллективные ценности, а европейско-американская культура основана на ценности индивида и удовлетворении его потребностей.

Для традиционных культур совместный сон детей с родителями — единственно разумный способ спать. В нацистской Германии родившим женщинам выдавалась памятка о том, как должна вести себя немецкая мать: накормить, запеленать, до утра не подходить к ребенку, минимум эмоциональных проявлений. Как вы думаете, кого растили? Солдат, не чувствующих ни своей, ни чужой боли.

 

Для чего?

Выстраивание теплых, доверительных отношений с ребенком начитается еще до его рождения. Что Вы хотите сообщить младенцу на уровне чувств:

  • «Ты есть!» «Я здесь!» «Ты важен для меня и для мира!» «Я расскажу тебе какой ты, что ты чувствуешь, что с тобой происходит»;
  • «Ты должен сам справиться со своими чувствами. Самостоятельно преодолеть голод, холод, страх!».

Исходя из Вашего ответа на этот вопрос, у ребенка формируются:

  • в первые 6 месяцев жизни — базовое доверие к миру или его отсутствие;
  • в первые 18 месяцев жизни — надежная или ненадежная (небезопасная) привязанность к матери и близким взрослым, переходящая во взрослую жизнь — в отношения с партнерами и детьми;
  • к 3-м годам — положительное или негативное представление о себе.

 

Когда?

Первые три месяца жизни младенца можно рассматривать как «четвертый триместр» беременности. Малыш постепенно дозревает вне утробы в непосредственном контакте с матерью. Тело матери стимулирует и запускает механизмы регулирования температуры тела; дыхание матери настраивает и стабилизирует дыхание ребенка; присутствие матери рядом регулирует уровень кортизола («гормона стресса»).

Младенец (до 1 года) спит вместе или в непосредственной близости от родителей (мамы). Кормление, регулярное присутствие или отсутствие матери выстраивают циклы сна и пробуждения у ребенка. Формируется привязанность.

После года можно укладывать ребенка спать отдельно, но обязательно подходить к нему по первому его сигналу. Тогда малыш постепенно усвоит, что как только он почувствует дискомфорт или страх и сообщит об этом доступным ему способом, близкий человек всегда придет, наверняка и вовремя, успокоит и утешит его привычным образом.

Плачь — гарантия выживания ребенка! Его причинами могут быть: голод, жажда, страх, одиночество, слишком много впечатлений, скука, боль, жара и холод, заботы и напряженность родителей. Мы не всегда знаем «почему», но причина всегда есть.

К трем-четырем годам дети уже могут спать в отдельной комнате, но родители или другие близкие взрослые должны быть доступны для ребенка, особенно если его что-то беспокоит.

Очень важно незамедлительно реагировать на сигнал ребенка о том, что ему страшно. Скорость Вашего бега должна зависеть не от возраста ребенка, а от интенсивности стресса, который Вы слышите в его голосе. У ребенка еще очень низкая устойчивость нервной системы к стрессу. Он постепенно учится регулировать уровень стресса самостоятельно, если мама или другой близкий взрослый выступает со-регулятором. В противном случае происходит следующая физиологическая реакция: в результате реакции на стресс повышаются давление и сердцебиение; ребенок быстро достигает состояния паники и максимального уровня напряжения нервной системы, который может выдержать. Для защиты от избыточных непереносимых эмоций активируются тормозящие отделы нервной системы. Ребенок «отключается»: засыпает или впадает в ступор. При этом затраченные ресурсы не восстанавливаются, стрессоустойчивость не повышается.

Лучшие средства успокоить младенца — это Ваше чуткое поведение и телесный контакт. Если Вы не хотите брать ребенка на руки, прикоснитесь к нему, погладьте в области груди. Массаж в области груди активизирует выработку окситоцина («гормона любви»), который помогает человеку расслабиться и успокоиться.

 

Как?

Для совместного сна с ребенком необходимо исключить: сон на мягких матрасах, перегревание ребенка от укутывания, укрывание головы ребенка одеялом во время сна. Недопустим сон с курящей матерью, а также с родителями, находящимися под влиянием алкоголя, наркотиков или лекарств, притупляющих сознание.

Совместный сон не подходит родителям, которым не нравится эта идея! Просто примите во внимание, что эволюция «не рассчитывала» на сон в одиночестве, без пробуждения в течение всей ночи, самостоятельное засыпание маленького ребенка.

Засыпание — это первая ситуация «естественного» расставания. Ребенку нужно научиться расставаться. Волшебное слово для этого процесса — «привыкание». Подготовка ко сну будет легче, если она сопровождается ритуалами: чтением на ночь, молитвой, колыбельной. Если Вы позволите ребенку погрустить, поймете и выдержите его протест против расставания, у ребенка появится уверенность, что его понимают и принимают. Любимая игрушка, одеяло или другой предмет, к которым ласково прикасались руки мамы, помогут малышу успокоиться. И, конечно, ребенок должен быть уверен в доступности матери или другого близкого взрослого.

Общественные и научные представления о том, как должны спать дети не подстроятся под физиологические и эмоциональные потребности Вашего ребенка. Это можете сделать только Вы! Прислушивайтесь к своим чувствам, через них — к чувствам ребенка. «Идеальный родитель» — это родитель, настроенный «в унисон» со своим ребенком.

 

О. Токаренко, психолог
Школа пап и мам, подготовка к родам — www.mamapapa.ru

Посетите курсы и вебинары "Школы для пап и мам"