Почему плачет ребенок?

Всем известно, что новорожденные дети часто плачут. И мамы, которые по многу раз в день слышат плач малыша, задаются вопросами: «Что с малышом не так?», «Что его беспокоит?», «Как правильно реагировать на плач?». Давайте попробуем разобраться, почему же дети плачут и что делать в этом случае нам, родителям.

Каждая мама, впервые увидев своего малыша, поражена, насколько маленьким и беспомощным он появляется на свет. Действительно, новорожденный ребенок полностью зависим от взрослого, его отношения и поведения. Однако, несмотря на это, малыш уже с первых минут жизни готов к общению и взаимодействию с мамой: первыми средствами общения, которыми природа мудро наделила ребенка, являются плач и улыбка. И если произвольная улыбка, обращенная к маме, появляется у ребенка примерно через месяц после рождения, то плач малыша мама слышит уже с первых дней.

Что же заставляет малыша плакать? Очевидно, что таким образом он сообщает нам о своих потребностях. В утробе матери малыш не чувствовал голода, ему всегда было одинаково тепло, мягко, приятно в своем маленьком мире: сердцебиение мамы, ее голос и прикосновения к животу наполняли его чувством уверенности и безопасности. В момент рождения ребенок попадает в совершенно новый для себя мир, в новые условия жизни. У малыша появляются потребности, которые он сам удовлетворить не может, более того, он их не различает. Это состояние точно описал З. Фрейд: «дискомфорт разлит по всему телу». Мама постепенно учится сама и учит ребенка разбираться в причинах этого дискомфорта. Ребенок может плакать по поводу голода, боли, мокрых пеленок, неудобного положения тела. К полутора месяцам внимательная мама начинает замечать, что плач по поводу мокрых пеленок и голодный плач отличаются, и, еще не успев подойти к кроватке малыша, уже знает, что его беспокоит. Но бывает и такое, что малыш накормлен, в чистом подгузнике, у него ничего не болит, но он продолжает беспокоиться и плакать. «Не бери на руки — приучишь!» — слышит мама от бабушек или знакомых. Как себя вести? Стратегия нашего поведения становится очевидной, как только мы узнаем, что у новорожденного помимо физиологических потребностей есть и другие, и при кажущемся внешнем благополучии, ребенок может страдать от того, что они не удовлетворены.

Потребности ребенка, как и взрослого, можно условно разделить на физиологические и психологические. Физиологические включают потребность в еде, тепле, сне, чистоте и физическом комфорте, отсутствии боли. Это те потребности, без удовлетворения которых само существование человека невозможно. Однако многочисленные психологические исследования показывают, что удовлетворение лишь физиологических потребностей является необходимым, но не достаточным условием для полноценной жизни и развития ребенка. Младенец может испытывать дискомфорт от недостатка общения, тактильного контакта с мамой. У него есть потребность в информационном, эмоциональном насыщении, порой он нуждается в помощи при переходе из одного состояния в другое, например, при переходе от бодрствования ко сну, или чтобы успокоиться, или почувствовать себя в безопасности, если что-то напугало его. Возможно, ребенку нужно ощутить дыхание мамы, почувствовать ее запах, услышать как бьется ее сердце. Английский детский психиатр Д. Винникотт отмечал, что «эти потребности настолько тонкой природы, что могут быть удовлетворены только при человеческом контакте», то есть в первую очередь при контакте с мамой.

От того, насколько эффективно удовлетворяются физиологические и психологические потребности ребенка, зависит формирование доверия к миру, а впоследствии уверенности в себе и самооценки. Под эффективным удовлетворением потребностей понимают такие реакции мамы на запросы ребенка, которые являются своевременными — именно тогда, когда ему нужно, и качественными — сделать то, что ему нужно. Не стоит забывать, что мама для малыша первых месяцев жизни олицетворяет весь мир, его мироощущение можно описать формулой «я=мама=окружающий мир». Поэтому, если малыш раз за разом не получает от мамы правильной реакции на сигналы, которые он подает, он чувствует, что мир отвернулся, ему нельзя доверять. Поэтому в наших силах сделать этот мир доброжелательным и безопасным — для этого нужно быть рядом, слышать и понимать своего малыша, не игнорируя его естественные потребности в контакте и общении с вами.

Практические рекомендации для мам, или что делать, если ребенок плачет:

  1. Убедитесь, что малыш не голоден. Ребенок имеет право быть голодным через 40-60 мин после последнего кормления, если вы кормите грудью — грудное молоко очень быстро усваивается!
  2. Проверяем, не пора ли поменять подгузник. Если вы пользуетесь одноразовыми подгузниками, то удобно ориентироваться на индикатор — полоску на лицевой части памперса, меняющую цвет при попадании влаги. Если индикатора на подгузнике нет — просунув палец под подгузник, убедитесь, что он по-прежнему сухой.
  3. Трогаем животик малыша. Колики и газообразование в кишечнике являются частой причиной плача младенцев первых 3 месяцев жизни. Если животик надутый и твердый, малыш сучит ножками, краснеет и тужится, значит ему нужна ваша помощь. Делаем массаж животика, выкладываем малыша на нагретую до температуры тела пеленку, носим малыша на руках, плотно прижав его животиком к своей груди. Посоветуйтесь с вашим педиатром по поводу приема специальных лекарственных препаратов от кишечных колик.
  4. Проверяем, удобно ли малыш лежит. Новорожденные, как известно, не могут контролировать и произвольно менять положение своего тела (но могут, совершая непроизвольные движения ручками и ножками, случайно оказаться на боку или животе), поэтому убедитесь, что малышу комфортно, он не перевернулся, пеленка или одеяло не сбились в складки под спинкой, проверьте одежду малыша.
  5. Запеленаем? Некоторые младенцы быстро успокаиваются и прекрасно спят после пеленания. Если вы заметили, что малыш беспокойно спит, во сне взмахивает ручками и будит себя, попробуйте запеленать его, плотно зафиксировав ручки и оставив для движений ножек достаточно места, как рекомендуют детские ортопеды — это называется свободное пеленание. Можно воспользоваться и специально предназначенными для этого конвертами для пеленания, пеленками на липучках или на молнии.
  6. Берем на руки! Малыш просто хочет быть рядом с вами — в течение 9 месяцев вы носили его, укачивали ритмом своих шагов, поглаживали через живот по спинке и по попке, разговаривали с ним, пели песенки и, главное, неотлучно были рядом. Не оставляйте своего малыша надолго одного и теперь. Мамины руки, мамино тепло, внимание и любовь это залог гармоничного эмоционального, психического и физического развития ребенка.

Легкого и счастливого материнства!

 

В.М. Юсуфова, психолог
Школа пап и мам, подготовка к родам — www.mamapapa.ru

Посетите курсы и вебинары "Школы для пап и мам"