Главная » Статьи » Раннее развитие малыша » Речь детей раннего возраста

Речь детей раннего возраста

Речевое развитие является очень важным в жизни ребенка и неразрывно связано с развитием познавательным. Многие родители начинают обращать внимание на речевое развитие ребенка только ближе к году, когда у ребенка начинаю появляться первые слова. А что происходит раньше? Можно ли до появления первых слов понять, своевременно или нет происходит речевое развитие вашего ребенка?

Речевое развитие ребенка начинает закладываться с первых месяцев жизни через непосредственное общение с окружающими людьми. Что же такое общение? Как общаться с малышом и когда начинать это делать?

Первым звуком, который издает ребенок после своего рождения, является крик. Это еще пока всего лишь звук, говорящий о дискомфорте, который испытывает ребенок. Первый крик не направлен на кого-либо, он является только физиологическим рефлексом. Но уже к концу первого месяца жизни у ребенка появляются улыбка и реакция на ухаживающего за ним человека — он замирает, сосредотачиваясь на лице близкого, произносит тоже похожий на «а» звук, но этот звук уже направлен на человека. В этот момент речь ребенка начинает свое активное развитие. Чуть позже к 2,5-3 месяцам эта реакция перерождается в «комплекс оживления», когда ребенок оживляется при виде близкого взрослого, начинает улыбаться, активно двигать ручками и ножками, гулить (протяжно произносить гласные и слоги с горловыми звуками гу, агу, гы).

Потребность ребенка в общении со взрослыми постоянно растает. И первые 6 месяцев являются наиболее важными. В первые полгода основными средствами общения малыша с окружающими являются вокализации (отдельные звуки, гуление), мимика и интонация. Малыш в этот период овладевает различными способами выражения эмоций: улыбка, ярко выраженная положительные и отрицательные голосовая и двигательная реакции, мимика и жесты (например, протягивание рук к взрослому). Однако самостоятельно такими навыками общения ребенок овладеть не может. Это социальные навыки и они формируются только в процессе постоянного взаимодействия со взрослым. Именно близкие, как правило, не подозревая сами того, дают ребенку в ходе общения образец различных эмоций, интонаций, жестов. Эмоциональное общение с окружающими помогает малышу выделить речь, обращенную к нему, и порождает у ребенка желание подражать взрослому. Именно механизм подражания является основным в процессе речевого развития в раннем возрасте. Поначалу, если мама будете обращаться к своему ребенку с ласковой и сердитой интонацией, то можно будет заметить, что малыш на все эти обращения будет откликаться одинокого — улыбаться. Но постепенно он начнет хмуриться и улыбаться в соответствии с интонацией мамы и выражением ее лица, т.е. начнет их копировать. И в этот период важно как можно шире развивать спектр эмоциональных реакций ребенка (радость, восторг, недовольство, сердитость, удивление).

Обычно в первые месяцы общение мамы с ребенком носит односторонний характер: мама обращается к ребенку, рассказывая, что происходит вокруг, что сейчас будет происходить, даже задает малышу вопросы «Что такое? Ты не хочешь больше есть?» и т.д. Однако редко кто дожидается от ребенка какого-либо ответа, объясняя это тем, что «он еще совсем маленький, ничего не понимает, говорить не умеет, что может ответить?». А ведь такую форму общения как диалог можно сформировать у ребенка уже в первом полугодии жизни. Да, ребенок не может понять всего, что говорит мама, однако может уяснить общий смысл, опираясь на ее мимику, интонацию, жесты, и научиться давать соответствующую смыслу ответную реакцию (улыбаться, удивляться, хныкать, произносить различные звуки).

В первом полугодии жизни у ребенка так же происходит интенсивное формирование речевого слуха. Малышу необходимо слушать речь, обращенную непосредственно к нему, а не записанную на диск сказку или просто разговоры между людьми. Если ребенок не получает в достаточной мере личного общения с взрослыми, у него происходит угасание интереса к речи. Также для ребенка важно слышать звуки различные по высоте, силе и тону (колокольчики, барабан, различных тонов погремушки и разнообразную музыку).

Можно заметить, что в первые 6 месяцев ребенок часто внимательно смотрит на лицо взрослого, получая удовольствие от попыток имитации звуков и движений рта. Постепенно малыш, получающий удовольствие от общения и произнесения звуков, начинает вокализировать наедине или же выбирает игрушку, с которой «разговаривает». Постепенно спектр используемых малышом звуков расширяется. К 5-6 месяцам ребенок начинает произносить слоги («ма», «ба», «па»), этот период называют лепетом. К 7-8 месяцам ребенок может повторять за взрослым звуки и слоги, которые он уже умеет произносить, а к 9 месяцам — начинает повторять новые для себя звуки и слоги.

Во втором полугодии малыш уже овладевает пониманием речи, начинает выделять из речи взрослого отдельные знакомые слова, искать предметы, которые этим словам соответствуют. В этот период важно, что бы высказывания взрослых были простыми и короткими. Ребенок начинает требовать предметы, повторения игр или других действий, появляются интонации требования, оклика и т.д.

И вот, наконец, к 10-12 месяцам начинают появляться первые слова. Вокализации еще будут оставаться в речи ребенка, будут помогать ему достигать различных целей (получать интересуемые предметы, регулировать поведение взрослого, выражать свое отношение к ситуации). Но слова постепенно берут верх. К 1 году 6 месяцам активный словарь ребенка должен состоять из 20-40 слов. Слова могут быть как лепетные («бах», «ам», «ав»), так и нормативные (дай, упал, киса). Характерной особенностью детской речи до 3 лет является то, что многие звуки опускаются или произносятся неправильно. Это связано с постепенно формирующейся артикуляцией и еще не четким механизмом различения на слух звуков чужой речи. В период 1 год 5месяцев — 1 год 8 месяцев начинает формироваться фраза. Сначала она состоит из 2х коротких слов, которые ребенок усвоил ранее (мама, дай!), потом постепенно разворачивается. К 2 годам фраза ребенка уже должна состоять из 3 слов. А к трем годам ребенок начинает употреблять сложные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», малыш использует практически все части речи, предлоги и союзы. Его словарь состоит из 800-1000 слов.

Если же ребенок не начинает говорить к двум годам, его словарный запас не расширяется, или же ребенок вовсе не общается с окружающими даже с помощью вокализаций и жестов, то лучше обратиться за консультацией к логопеду или специалисту по раннему развитию. Специалист сможет определить уровень речевого развития ребенка, проблему задержки речевого развития и подобрать необходимый комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование речевого развития ребенка.

 

Юлия Черничкина — логопед, специалист по раннему развитию
Школа пап и мам, подготовка к родам —
www.mamapapa.ru

Посетите курсы и вебинары "Школы для пап и мам"