Главная » О нас пишут » Как родить Эйнштейна?

Как родить Эйнштейна?

В прошлом веке, когда у женщины начинались роды, повитуха отпирала все замки, все двери в доме, развязывала все узелки. И это неспроста. Вводя ребенка в жизнь, женщина должна быть открытой для внешнего мира. Вообще беременность — это высшее проявление женской природы, лучшее время для личностного роста, считают в «Школе для пап и мам» Психологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова

«Радуга настроений» — так называлась необычная выставка, прошедшая в Москве. На ней было представлено более ста рисунков беременных женщин и их мужей. Вода, небо, солнце, цветы, дом, человек, животные — основные темы работ. Светлые, радостные тона передают ощущение будущих мам, их отношение к зародившейся жизни. А вот у пап работы не всегда такие радужные.
Если женщины рисуют деревья зелеными, пышными, то мужчины нередко — засыхающими, умирающими, обожженными. Если мамы изображают цветущие луга, то папы — выжженную пустыню с верблюдами, несущими непосильный воз. Рождение ребенка — кризисный этап в жизни семьи. И по этим рисункам видно, что мужья не меньше нуждаются в помощи и поддержке, ведь именно на них ложится груз ответственности за жену, за ребенка. Интересны работы одиноких матерей. Их рисунки находятся внутри темной рамочки. Женщина тем самым словно пытается защитить ребенка.

В основу занятий положен метод известного американского психотерапевта Натали Роджерс. «Беременным даются краски, кисти, листы и предлагается изобразить все что угодно. Некоторые женщины сначала сопротивляются: Я не знаю, что рисовать, не умею». Тогда я говорю «Берите любой цвет, проведите полоску, затем еще одну». Как правило, потом уже женщина рисует сама, — рассказывает директор «Школы для пап и мам» Марина Ланцбург. — Помню, одна женщина пришла на занятия расстроенная, со слезами на глазах. Смотрю, она берет черную краску. Потом темно-синюю, а потом тона становились все светлее и светлее. Наконец женщина изобразила дом с сияющими окнами. И я поняла, что тягостное чувство, с которым она пришла, исчезло«.
После того как будущие мамы сделали рисунок, они рассказывают, что чувствовали в процессе создания. Человек как бы заглядывает в свой внутренний мир и пытается осмыслить то, что там происходит. Потом каждый участник занятий говорит о своем впечатлении, и оказывается, что рисунки хорошо читаются. Все это очень важно для саморегуляции эмоционального состоянии женщины. Но не только. Когда родится ребенок, все эти знания и умения пригодятся в его воспитании.

Доверие маленького человека к миру идет от хорошего контакта с матерью. В первый год жизни ребенок открыт для восприятия. И если мама рисует с удовольствием, а рядом лежат кисти, краски, дитя начинает подражать ей. Уже годовалые дети, обмакнув пальчики в краску, могут пытаться изобразить что-то на листе. А в полтора года — свободно рисуют кисточками. Ребенок не всегда в состоянии объяснить маме, что ему, допустим, плохо. Но если женщина умеет читать рисунок — она его поймет. У детей, которые с раннего возраста занимаются изобразительным искусством, лучше развивается образное мышление.

«Я часто привожу пример, как создавалась теория Эйнштейна, — говорит Марина Ланцбург. — Была теория Ньютона, которая объясняла какие-то вещи. И существовали факты, которые в нее не вписывались. Для логики это — тупик. Эйнштейн отличался богатым воображением, музыкальным слухом. Он сумел подняться над ситуацией и увидеть ее целостной — так, что и те, и другие факты оказались подключенными. Вот этот взлет и задают занятия искусством. И именно ребенок младшего возраста открыт для него».
К сожалению, у нас нет традиций передачи опыта беременности от матери к дочери. Между тем в Древней Индии для женщин, ждущих ребенка, были специальные храмы, где они созерцали красоту, ели особую, освященную пищу, медитировали.

В «Школе для пап и мам» беременные не только рисуют, они занимаются специальной гимнастикой, осваивают методы расслабления, учатся обращаться с младенцем — пока на кукле. А главное — настраивают себя не бояться родов. Марина Ланцбург часто спрашивает беременных, пришедших к ней на занятия: «Кто знает лучше, как рожать, ваш организм или доктор?» И женщины, как правило, склоняются в пользу второго. Беременность и роды становятся все больше медицинским актом. Но врач на самом деле — это всего лишь человек, изучающий организм. Рожает не матка, рожает женщина. И от того, как она отнесется к своей беременности — как к благословению свыше или как к опасному для здоровья состоянию — зависит, будет ли ее ребенок расти счастливым.

 

Нина Русакова
журнал «Крестьянка», № 11, 2000г.

To Top